Удачный бизнес подчас можно скопировать, масштабировать и достичь даже большего успеха, чем удалось первопроходцу. Часто это связано с тем, что сама идея еще ничего не значит (например, facebook придумал на Цукерберг). Огромную роль в успехе играет личность организатора. И вместо таланта изобретателя, смекалки производственника на первое место в бизнесе вдруг выходит умение продавать. Если ваш товар совсем не известен рынку, то как не продешевить с назначением цены? Если есть конкуренты, то большой ошибкой будет выходить на рынок с самой низкой ценой. История знает много случаев, когда цену наоборот завышали, но реклама и уникальный сервис или какие-то качества товара увеличивали спрос и приносили огромную прибыль! Самый лучший маркетинг - это когда НЕ ВЫ ищете клиентов, а когда они ищут именно ВАШИ услуги.
Все как у Жванецкого: "Мало знать себе цену - надо еще пользоваться спросом!"
Идея может лежать на поверхности, а может быть на первый взгляд перспективной, но на деле убыточной. Для примера:
Предприниматель - это человек сознательно идущий на риск, поэтому никогда массово население не станет предпринимателями, хотя экономические катаклизмы подталкивают людей к поиску новых видов дохода и к новому риску. Сегодня, кажется, все больше бизнесов закрывается и банкротится, так как риски множатся и становятся все непредсказуемей - то увеличение налогов, то падение спроса, то рост курса рубля, то отсутствие инженеров, то дорожают кредиты...
В начале девяностых годов страна еще не знала, что такое предпринимательство, но тогда молодежь массово побежала с государственных, даже оборонных предприятий, в кооперативы и разный малый бизнес. Это произошло очень быстро, где-то за один год! Помнится, я с товарищем увольнялся в декабре 1991 года и мы были среди последних молодых специалистов, кто не видел уже перспектив и не верил обещаниям начальства. Уже был разрешен бригадный подряд для конструкторов и зарплаты выросли в 3-4 раза, но на стороне, на халтурах, свой инженерный месячный оклад можно было заработать за выходные. Еще существовала и кому-то даже грела душу очередь на квартиру, и нам обещали 13-ю зарплату, если доработаем до января, но почему-то не было уже сил терпеть! Причем уходили в неизвестность, это уже позже, спустя пару месяцев я задумал и открыл частное предприятие. Кто-то с высшим инженерным образованием уходил с надеждой на свои идеи и авторские патенты, изобретения. Но по специальности открыли бизнес единицы, больше в торговлю уходили, некоторые даже в банкиры подались. И дикий рынок 90-х почти всех стандартно обогатил: квартира, машина, поездки в Крым, Болгарию. 2000-е преобразили наши автомобили до Ауди и Лексусов, а отдых до Франции, Америки и Мальдив.
Самое неприятное, что как и 25 лет назад никому не удается спрогнозировать бизнес дальше чем на 1-2 года, и всё так же не модно заниматься накоплениями, страхованием, личным пенсионным планом - всем, что характерно для среднего класса в развитых экономиках мира!
На ближайшие 50 лет наиболее вероятен сценарий стабильного процветания России, а не разрушающих страну кризисов. И значит уже пора придумать и воплощать в жизнь свой пенсионный план. О том как - в следующих статьях!
Вот, например, старая статья "Прожить на одни дивиденды!"